Меню Закрыть

Аутентичное или Актуальное

ava5

Дарья Ткачева

 

Выставка «Актуальная этнография», созданная в Ижевске и существующая как передвижной проект, была показана в Казани, Кирове, Глазове, Ижевске. Эти города, надо признать, знакомы с современным, актуальным искусством достаточно поверхностно. И не удивительно, что посетители приходили на эту «выставку современного искусства» и удивлялись — и что же тут современного? Где она, эта шокирующая, динамичная современность? Современность, подвергающая сомнению все традиционное, начиная от эстетики и заканчивая моралью? Экспозиция выставки предлагала зрителю если не традиционные, то вполне себе обычные образы, образы людей и созданные людьми, которые живут и в социальном и бытовом плане практически так же, как их деды и прадеды. Сельская жизнь русской глубинки, традиционная культура, фольклор, наивное творчество деревенских бабушек — что может быть еще дальше от актуального искусства? Но, тем не менее, «Актуальная этнография» заставила задуматься, а так ли на самом деле далеки друг от друга Аутентичное и Актуальное?

Попробуем проследить взаимоотношения этих понятий в культуре и искусстве…

Термин «Аутентичное» означает «подлинный, достоверный», и в буквальном понимании означает именно подлинное произведение. Так, в юридической практике аутентичное, аутентическое толкование закона — это толкование, даваемое тем органом государственной власти, который издал соответствующий акт. То есть аутентичной может быть, например, ваза XVIII века, но любая попытка воспроизвести ее в XXI веке не может быть аутентичной в полном смысле слова, так как невозможно перенестись на 300 лет в прошлое. Чаще всего этот термин используют в понятии «Аутентичное исполнительство» — как характеристику определенной музыкальной практики исполнения старинных произведений с максимальной точностью, вплоть до использования (воссоздания) старинных инструментов. Но является ли полученное произведение действительно аутентичным, или все таки это продукт современного творчества?

Точное определение термина «народное творчество», «фольклор» затруднительно, так как эта сфера не является неизменной и закостенелой. Народное творчество постоянно находится в процессе развития и эволюции. Помимо традиционных, исторических произведений народного фольклора существует фольклор современный, создаваемый здесь и сейчас.

Помимо понятия «фольклор», мы можем также использовать такие эпитеты, как «народный», «примитивный», «наивный», тем самым определяя некую область нашего интереса. Это сфера человеческой жизнедеятельности, связанная с интуитивной рефлексией (коллективной или индивидуальной) окружающего мира и себя в нем, выраженная в творческих актах. Историческое время в данном случае не важно. Какое время, каков народ — таково и его творчество.

Современное искусство (в России часто называемое актуальным) — искусство, хронологически берущее свое начало в 60-70 гг. ХХ века . Развитие современного искусства связанно с появлением и развитием философии постмодерна. Свойственный этой философской традиции игровой характер, отношение к разным культурам как к строительному материалу для создания новых образов отразился и на характере произведений современного искусства. Макс Фрай писал: «В этом смысле художник-постмодернист похож на ребенка, вдруг получившего наследство от нескольких поколений старших родственников, скончавшихся в один день. Сундуки с драгоценностями, хранившиеся в подвалах фамильных замков, приносят в детскую и отдают в распоряжение нового владельца. Ребенок не то чтобы вовсе не способен оценить доставшееся ему богатство, однако его критерии оценки радикально отличаются от системы ценностей бывших владельцев сокровищ: золотые слитки кажутся ему отличным фундаментом для игрушечного домика, крупный рубин хорош лишь потому, что похож на ягоду, а из ценных бумаг, как выясняется, можно склеить воздушного змея… Сравнение может показаться некорректным, если считать ребенка заведомо «глупее» взрослого; однако в данном случае важно подчеркнуть, что ребенок «отменяет» традиционные методы использования сокровищ: он не эксплуатирует, а манипулирует; не накопительствует, а играет.»

Следуя этой логике вполне возможно, что в качестве материала для произведения современного искусства могут быть и произведения или даже явления, относящиеся к народной культуре, к фольклору.

Современное искусство — искусство экспериментальное, свободное от жанровых и стилевых ограничений, и в этом также обнаруживается некоторое родство с фольклором, с народной культурой. Фольклор, как актуальное искусство, является живым организмом, чутко реагирующим на саму жизнь человека, его быт, социальные отношения. Актуальное искусство, также как аутентичное народное творчество, склонно к синкретизму, стремится воздействовать на все органы чувств человека.

Обращение к фольклорным, народным темам в изобразительном искусстве было всегда. Библейские и античные сюжеты в европейской живописи и скульптуре, русские сказки в работах наших художников.

В ХХ веке стремительное развитие техники и последующий бум информационных технологий, социальные потрясения, войны и революции приводят человека к внутреннему ощущению хаоса. В поисках собственных истоков, свободного, чистого мышления, основанного на чутком восприятии собственных ощущений и гармонии с окружающим миром человек обращается к искусству, творчеству примитивных народов, к культурному наследию своих предков. Это оказало огромное влияние на художественный авангард XX в. Воспринимаемое как инстинктивное творчество вне каких бы то ни было правил, искусство примитивных народов (в основном Африки и Океании) кажется совершенно непохожим на то, что в цивилизованном обществе принято называть культурой. Африканские маски не имели ничего общего со скульптурой греческой классики и не могли считаться «красивыми». Было вполне закономерно, что они оказали такое влияние на революционное искусство авангардистов, которые сознательно отрицали все предшествовавшие эстетические каноны. Мощное влияние примитивное искусство оказало на немецких экспрессионистов. Эмиль Нольде, например, использовал его выразительные приемы, чтобы усилить эмоциональное воздействие собственных картин. Энергия и сила воздействия примитивной скульптуры захватили и художников-экспрессионистов из группы «Мост», основанной в 1905 г. в Дрездене. В своем программном манифесте группа провозгласила наиболее радикальный отказ от традиционных ценностей и стремление делать зримыми наиболее сокровенные переживания и страхи современного человека.

Мода на примитивное искусство заставила таких живописцев, как Анри Матисс и Пабло Пикассо, изучать этнографические собрания парижских музеев и даже самим коллекционировать маски и другие предметы примитивного искусства.

Но пожалуй, больше чем изобразительные традиции народных культур, художников ХХ века интересовал сам процесс формирования и существования художественного образа в примитивном искусстве. Идеи чистого, незамутненного цивилизацией разума, архаичного сознания, шаманизма, слияния с окружающей средой, полное доверие своим чувствам, подсознательному, нашли отклик в разнообразных эстетических опытах. Так группа КоБрА (1949-1951гг) обращалась к фольклору как к способу обнаружить скрытые, иррациональные, подсознательные образы. Использование фольклора наряду с детскими рисунками и творчеством душевнобольных воспринималось как альтернатива сюрреализму. В этом ряду вполне закономерно смотрится и наивное искусство. Идеи шаманизма, слияния с природой, составляющие суть мировоззрения примитивных народов, стали важным элементом в творчестве таких художников, как Йозеф Бойс и Джексон Поллок. На российской арт-сцене «главным шаманом» стал Герман Виноградов с его проектом «Бикапо»: «проект «Бикапо» в целом я отношу к мистериальному искусству, где все неразделимо. Ведь шаман одновременно и художник, и музыкант, и актер, и реальный целитель. Действо так устроено, что в нем через взаимодействие первоэлементов, через звуки оказывается реальное освобождающее действие на психику человека. Это глубинная вещь.»

Для русской традиции важными являются явления юродства и скоморошества. Имеющие определенную социальную значимость, возможность под прикрытием безумия или шутки свободно высказывать любые идеи эти традиции воспроизводятся и в современном русском искусстве. Группа «Синие Носы» – проект сибирских художников В. Мизина и А. Шабурова, которые решили создать народную версию «современного искусства», основанного на аутентичных формах и технологиях, сделанного, как они говорят «на коленке». Александр Шабуров: «Мы занимаемся «современным искусством» – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатываем актуальную визуальность. … Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы обитаем в иной реальности. Наши этюды – выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.»

В отличии от Пикассо и Поллока, для современного художника порой больший интерес представляет именно «современный фольклор», нежели творчество древних, и в этом смысле он выступает в роли своеобразного этнографа современности. Художник (или куратор) принимает на себя роль исследователя, документалиста. Объектом «исследований» могут быть и повседневная жизнь жителя коммунальной квартиры, жизнь отдельно взятого персонажа, не обязательно реального. Примерами таких проектов могут служить и проекты Ильи Кабакова, и проект Екатрины Деготь и Леонида Тишкова «Кудымкор — локомотив будущего», и «Архивное» искусство Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Подобные «исследовательские» проекты могут принимать разные экспозиционные формы, от классических выставок до инсталляций. В зависимости от представленного материала они могут быть и документальными, и псевдодокументальными. К подобным проектам можно отнести и «Актуальную этнографию».

Являясь частью серьезного исследовательского, этнографического проекта , выставка «Актуальная этнография», тем не менее, не дает зрителю точной информации, подобно экспозициям краеведческих музеев. Однако благодаря куратору выставки, объединившего разный материал, разные произведения одной идеей, выставка дает возможность почувствовать что такое «народное» — не как застывший набор стереотипов, а как живое, реальное явление, существующее здесь и сейчас. Каждая из частей выставки: и фотографии А. Юминова, и коврики З. Лебедевой, и наивное творчество Бабы Лизы и Бабы Насти, и видео-перепись села Бураново — сами по себе интересны, но лишь соединенные вместе, они, отражаясь друг в друге, дополняя друг друга, создают целостное высказывание об Аутентичном и Актуальном.

Похожие записи: