Меню Закрыть

Алиса Савицкая о региональных кураторских практиках современного искусства

28 августа в КЦ «Пятый этаж» прошла лекция Алисы Савицкой «Региональные кураторские практики современного искусства» о специфике работы кураторов в регионах и путях развития современного искусства в городах России на примере опыта центра Арсенал.

На данный момент Арсенал — это крупнейшая площадка современного искусства за пределами двух столиц. Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства существует с 1997 года и образовался на базе общественной организации Нижегородского центра современной культуры «Кариатида». С 2003 года центр современного искусства стал известен горожанам и профессиональному сообществу как «Арсенал» — по названию и историческому назначению здания нижегородского кремля, в котором находится центр.

Важной чертой нижегородского искусства является реакция художника на ландшафт, географическую и культурную среду. На данный момент Арсенал планирует войти в состав одного из ведущих музеев страны – ГМИИ им. Пушкина, — что, как отмечает Алиса Савицкая, подчеркнет связь русского современного искусства с историей и даст новые возможности для реализации интересных проектов.

Алиса Савицкая работает в Арсенале больше десяти лет. Ее кураторская деятельность состоит из двух основных направлений: руководство и формирование всех выставочных проектов, в чем ей помогает команда людей, не знающих слово «невозможно». Возможно все, главное – придумать, каким образом это сделать.

Творческая часть работы Алисы заключается в создании и поисках новых выставок, однако это не означает, что она действует, полагаясь лишь на собственные предпочтения: куратор откликается на запрос музея и пытается понять, чего хочет зритель. По словам Алисы, в нашей стране аудитория пока не обладает большим опытом и «насмотренностью» в сфере современного искусства, особенно в регионах страны, где выбор выставок, в сравнении с московским изобилием центров и музеев, значительно ограничен. Другой проблемой является отношение к музеям: не для каждого искусство является частью повседневной потребительской культуры – мы не привыкли регулярно посещать выставки для досуга, как, например, ходим в кинотеатры. Так или иначе, это не означает, что аудитория не заинтересована в современном искусстве. Говоря об ожиданиях аудитории, куратор в первую очередь обращает внимание на ощущения и знания, которые люди хотят получить в музее.

Выставочный график Арсенала, как и зрители, подвержен сезонности. Например, весной традиционно открывают простые и яркие выставки, способные зарядить зрителя энергией после зимней серости. Зимой, на кануне Нового года, проводятся мероприятия, для которых специально пригашенный художник делает инсталляцию для выставочного пространства, а летом наступает пора сложных исследовательских проектов.

По словам Алисы Савицкой, есть регионы, деятельность в которых строится вокруг менеджеров и кураторов, а в других работа ведется напрямую с художниками.  Например, Государственный центр современного искусства в Самаре – в большей степени территория художников. Его основатели Роман и Неля Коржовы занимаются и художественной, и кураторской активностью, а также являются основателями собственной Ширяевской биеннале, построенной на художественной самоорганизации.

Региональное кураторство отличается от столичного, прежде всего, финансовыми возможностями, так как у регионов намного меньший бюджет и выбор спонсоров. Другой проблемой остается необходимость самообразования куратора, что также требует трат на дорогу в другие города и посещение мероприятий. У столичных кураторов есть широкие возможности для знакомства с новыми инсталляциями и объектами в шаговой доступности. Чтобы сгладить это различие, кураторы из регионов часто ищут выставки, которые можно привезти в свой центр чтобы познакомить публику не только с художниками-земляками, но и с новыми интересными работами из других городов.

Региональный куратор несет большую ответственность: он жестко зажат между местными художниками, которым нужно обеспечить комфорт и интерес к деятельности в заданных условиях, и зрителями, нуждающимся в  качественном и привлекательном материале для размышлений, а также в ориентире в сфере современного искусства, роль которого лежит на кураторе.

Похожие записи: