Модернизация и инновация — самые популярные слова последних лет, с завидной регулярностью произносимые всеми политикам и экспертами. Если взять сферу культуры — то здесь хит-парад наиболее употребляемых терминов возглавят 2 словосочетания: культурная политика и современное искусство. Киров — не исключение. Здесь так же часто говорят о модернизации и инновации, но пожалуй единственной сферой, которой эти понятия не касаются здесь в полной мере — это сфера культурной политики. Культурная политика в Кирове — явление призрачное. Иногда этот термин проскальзывает в официальных формулировках и должностях чиновников, но никто не сможет четко ответить на вопрос: какая она? Остается только одно, попытаться понять кировскую культурную политику, опираясь на ее проявления: на конкретные события, документы, действия.
«Contemporary Ethnography»
С 13 мая по 5 июня в ЦСИ «Галерея Прогресса» кировский зритель мог увидеть передвижную выставку «Актуальная этнография». Она является завершающей частью большого проекта по фиксированию и презентации аутентичной культуры малых народов в современном медиа-пространстве на современном языке. Эта выставка современного искусства объединила аутентичное наследие и мультимедийные технологии, традиции и инновации.
«Актуальная этнография» — проект уникальный для Кирова. Впервые за долгое время была представлена качественная, концептуально выстроенная выставка современного искусства. Казалось бы, что современного в фотографиях Александра Юминова, запечатлевших носителей аутентичного фольклора малых народов? А в коврах из трав и ягод выполненных художницей Зоей Лебедевой в технике флор-текстиль? Или в наивном творчестве Анастасии Туктаревой (86 лет) и Елизаветы Зарбатовой (85 лет)? Или в документальной съемке жителей села Бураново Удмуртской республики, рассказывающих о роли песен в их жизни и поющих свои любимые песни? Конечно, использованы новые цифровые технологии в обработке фотографий, и в способе презентации работ Бабы Насти (на стенах были представлены фотокопии рисунков и графики, а оригинальные работы были размещены на обложке аудио-CD с песнями ее подруги, Бабы Лизы), и видео было представлено полиэкранной видеоинсталляцией. И все же, это не главное. Главная черта современного искусства, как отметил куратор выставки Александр Юминов — это способность изменять смыслы. Части выставки, каждая из которых представляет собой отдельную историю, собранные вместе создают новое понимание, новое прочтение этнографического материала. Они откликаются друг в друге, создавая единый мир смыслов реальной жизни здесь и сейчас.
Именно поэтому современное искусство и является воплощением инновации в культуре. Оно не только и не столько открывает новые формы и средства выразительности (в том числе и из сферы высоких технологий), оно открывает новые смыслы, новые прочтения. Оно является своеобразным диагностом современного общества, современного состояния культуры, обнажает и проявляет ситуации и явления для которых еще не найдено адекватное определение. Именно поэтому современное искусство является наиважнейшей частью инновации и модернизации культурной политики.
Вне политики.
Но факт презентации выставки современного искусства «Актуальная этнография» в Кирове не имел никакого отношения к региональной государственной культурной политике в Кировской области. Включение Кирова в список городов, которые посетит передвижная выставка — это результат давнего сотрудничества некоммерческой организации из Ижевска — «Кама рекордс» и общественной организации из Кирова — «Молодежного Творческого Центра». И это — показательная ситуация. В Кирове — инициатива в области инновационных подходов в культурной политике всегда исходит от отдельных личностей, творческих коллективов, общественных организаций. С одной стороны — это хорошо и правильно. Это гражданская позиция, «инициатива снизу». Но с другой стороны — отсутствие четко проговоренной позиции государства в области культурной политики, отсутствие попыток обсудить, сформулировать принципы модернизации региональной культурной политики не позволяет отдельным ярким и качественным мероприятиям встать в четкую программу, стать звеньями одного целенаправленного процесса.
Между тем, значимость продуманной культурной политики для развития региона, и роль современного искусства в процессе модернизации культуры многими другими регионам уже осознана. Самым известным примером является «Пермский проект», реализуемый известным галеристом Маратом Гельманом в г. Пермь. Самый свежий опыт — проект «Культурная столица Содружества» реализуемый в этом году в г. Ульяновске. Это разные примеры, но это примеры региональной государственной культурной политики, и современное искусство в них играет одну из главных ролей. Можно по разному относиться к этим опытам, многое в них вызывает нешуточные дискуссии и конечно могут быть ошибки, но это живой процесс обсуждений, развития, поиска.
Вне государства.
А что же у нас? Областная целевая программа развития культуры Кировской области на 2010 — 2013 гг. в качестве основной цели декларирует: «сохранение культурного наследия Кировской области, создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям жителей области и обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям». Как видим, самое главное — это сохранить, предоставить доступ к сохраненному, и дать возможность сохраняющим выжить. Сохранение традиций — это конечно хорошо, это важно. Но сохранение не возможно без интерпретаций, и интерпретации не возможны без нового взгляда.
Если допустить, что существующие государственные культурные институции не заинтересованы, или не способны работать с инновационными формами, почему бы не привлечь к этому другие организации? Вспоминая уже упомянутых Ульяновск и Пермь, необходимо сказать, что открытый грантовый конкурс является там ключевым инструментом. Это позволяет не только представить более полную картину культурного пространства региона, но и привлечь дополнительные средства, так как формат грантов предполагает и наличие софинансирования проектов из других источников. Кировский областной департамент культуры тоже проводит грантовый конкурс, но исключительно среди подчиненных ему учреждений культуры. Тем самым подчеркивая, что культура в Кировской области — это структура замкнутая, и чужие тут не нужны.
А ведь есть же прецедент успешного использования этой технологии и в Кировской области! Областное управление по делам молодежи ежегодно проводит открытые грантовые конкурсы, не так давно появился еще и Грант губернатора в области молодежной политики. И это дает возможность привлечь новые идеи, новых людей. Кстати, если говорить о развитии современного искусства в Кирове весьма показателен тот факт, что грант на создание Центра современного искусства «Галерея Прогресса» бы получен как раз через грантовый конкурс молодежных инициатив в сфере государственной молодежной политики в Кировской области. Таким образом самый яркий и заметный жест государства в области современного искусства находится не в области культуры, а в области работы с молодежью. Значит ли это, что современное искусство воспринимается чиновниками исключительно как баловство молодежи, способ чем-то занять подростков, чтобы те не совершали правонарушения от безделья? Может быть. И это очень грустно. Это отражает глубокое непонимание сути искусства и культуры вообще людьми, которые эту сферу курируют, принимают решения о том, как эта сфера будет развиваться дальше, в конечном счете, как будут развиваться люди живущие здесь.
Вне бизнеса.
Но региональная культурная политика это не только деятельность отдельных государственных ведомств и общественных организаций. Это еще и деятельность бизнеса. Всевозможные коммерческие досуговые учреждения: кино, кафе, клубы — тоже реализуют собственную культурную политику. Кроме того, вкладывая средства в элементы культуры, бизнес формирует свой имидж. Уровень культурных мероприятий, и институций поддерживаемых бизнес-организацией, определяет и уровень самого владельца, и круга клиентов. Во всем мире поддержка мероприятий в области современного искусства — это удел бизнеса, клиенты которого имеют особые запросы, и подобное участие бизнеса в арт-жизни декларирует понимание этих запросов, способность их удовлетворить.
Кроме того, участие бизнеса в культурных событиях — это элемент социальной ответственности бизнеса, его деятельность по организации территории на которой живут не только клиенты, но и сотрудники. Уровень, качество досуга определяет уровень и качество жизни и труда.
Кировский бизнес на данный момент, видимо не готов к использованию современного искусства, инноваций в области культуры в качестве инструмента формирования собственного имиджа, инструмента саморекламы. Досуговые учреждения ориентируются исключительно на массовую культуру, совершенно не заботясь о развитии вкуса своих клиентов. Сектор элитарной, интеллектуальной культуры совершенно пуст. Рекламные кампании фирм-производителей поражают своей однообразностью. Единственный случай, когда коммерческая компания использовала формат крупного публичного мероприятия как рекламу своего продукта — это рок-фестиваль «Июньфест», который инициировал в 2008 году пивоваренный завод «Вятич».
Культура — это прежде всего сфера нашего внутреннего мира, наших ценностей, интеллекта, духовных потребностей. Культурная политика — это система управления социумом, его сознанием, картиной мира. И если мы говорим, что обществу необходимы модернизация и инновация, может имеет смысл начать изнутри?
Дарья Ткачева