Меню Закрыть

«Тело Христово»: между небом и социальным дном

9 марта «Пятый этаж» при помощи Польского культурного центра показал фильм Яна Комасы «Тело Христово». Рассказываем, почему его обязательно стоит посмотреть, даже если Вам не удалось попасть на  наш кинопоказ.

Даниэлю двадцать. У него короткая стрижка под машинку, худое лицо и пронзительный взгляд мученика. Он вышел из колонии с верой в бога и белым воротничком, сворованным у тюремного священника. Теперь ему предстоит загнуться на лесопилке в польской глубинке среди таких же бывших зеков с грубыми лицами, набитыми кулаками и жгучей безнадегой внутри. Но вместо этого Даниэль притворился выпускником варшавской семинарии и временно возглавил приход. Как оказалось, не только ему был нужен шанс на новую жизнь.

В Польше действительно были случаи, когда люди выдавали себя за священников и приступали к церковной службе. Матеуш Пацевич несколько лет изучал истории «лже-ксенздев», прежде чем написать сценарий «Тела Христова» и предложить его Яну Комасе. В своих фильмах Комаса с безупречной проницательностью моделирует портреты проблемной юности, будь то затравленный «золотой мальчик» из дебютного «Зала самоубийц» (2011) или одержимый местью студент из условного продолжения «Хейтер» (2020), манипулирующий людьми в медиапространстве.

В драме «Тело Христово» Комаса не дает персонажам однозначных моральных оценок, чего обычно консервативный зритель вожделеет до потных ладошек. Режиссер не клеймит поганую провинциальную молодежь с носами в кокаине и бурыми мешками под глазами после очередной гулянки. Вместо заезженной истории мытарства в славянских закутках Ян Комаса рассказывает о духовности и прощении. Потому нетрудно представить, как остро и волнительно звучит фильм для маленькой католической Польши.

Даниэль справляется со службой ничуть не хуже настоящего местного ксендза, неспособного доползти до дивана после тайной пьянки. В этом Даниэлю помогают обаяние с долей юношеской наглости и гугл-поиск. Прихожанам он нравится. Недавно городок пережил трагедию: молодые ребята насмерть разбились в аварии, в которой обвинили второго водителя, тоже погибшего, и его вдову. Даниэль помогает горожанам проработать безумную душевную боль методами, подчерпнутыми у священника в колонии. Он бьется за чужое прощение как за собственное, потому что узнал, каково это, на своей татуированной шкуре.

Для Даниэля одежда священника – бронежилет от презрения и агрессии «порядочного» общества, а единственный шанс выбраться из социальной ямы – служба Богу и помощь людям. Он пользуется им стихийно, с опаской и пониманием, что бывший преступник не может совершать таинства. Но соблазн вырасти в глазах окружающих из «гниды» в «человека» и получить прощение сильнее страха перед каким-либо законом. Поэтому, когда Даниэль надевает воротничок, все вокруг озарят солнечный свет.

Петр Собочинский-младший, талантливый кинооператор в третьем поколении (его отец, кстати, снимал с Кшиштофом Кесьлёвским), превратил свет в важнейшую составляющую фильма. Свет, плавно меняющий температуру и силу, придает происходящему мистичную ауру божественного присутствия и отражает скрытые изменения внутри персонажа. «Тело Христово» говорит языком визуального: Собочинский снимает долгими статичными кадрами, которые фиксируют внимание на главном персонаже (например, на небесно-голубых глазах Даниэля) и создают ощущение реального течения жизни. Или, наоборот, резко прерываются и «фрагментируют» реальность Даниэля, как в сцене, когда он, обнюханный, отрывается после УДО.

«Тело Христово», на самом деле, очень гуманистический фильм, вовсе не критикующий католицизм как веру. Наоборот, с верой Даниэль находит способ стать нужным и делать добро. С верой люди находят покой и прощение. Факт того, что Даниэль совершает церковные обряды, не имея на то права – возмутителен для религиозной институции. Герой не получает второго шанса не из-за Бога, а из-за системы, и это уже совершенно другой этический вопрос.

Похожие записи: